Великий Новгород,
ул. Посольская, 2,
(ост. «Лодочная станция»)
Проезд автобусами №12, 16

63-53-79 – регистратура
63-66-37 – секретарь
63-62-39 – лечебно-
консультативный отдел
67-66-04 – отдел профилактики
63-05-95 – эпидемиологический
отдел, вахта
67-15-53 – акушерка, психолог
e-mail: helper_org@mail.ru

Профилактика ВИЧ/СПИД

В помощь учителю

ОСОБЕННОСТИ ТЕМАТИКИ ВИЧ/СПИДА И ИППП

 

1.  Связана с интимной сферой отношений мужчины и женщины.

2.  Предполагает обсуждение осуждаемых в обществе форм поведения: однополых интимных отношений, употребления наркотиков, неверности и частой перемены половых партнеров (часто с греховным поведением)

3.  Ассоциируется со смертью, страх не позволяет считать тему актуальной для себя

4.  До сих пор имеет стереотип по группам, наиболее подверженным риску заражения: гомосексуалисты, проститутки, наркоманы, БОМЖи

5.  Должна основываться на ранее заложенных основах половой гигиены и репродуктивного здоровья

6.  Предполагает психологическую и социальную готовность подростка обсуждать вопросы здоровья, в т.ч. сексуального

Согласитесь, сложно обсуждать интимные вопросы в классе, и даже думать о них в серьез – очень сложно. Поэтому так важно соблюдать беспристрастность при изложении материала. Но, ни в коем случае не замещая её сухостью и отстраненностью от аудитории. На занятии будет много смешков, хихиканий, тычков в бок соседей и перепихиваний, закрытых ладошками улыбок, и других нарушающих дисциплину моментов. И это стоит считать нормальной атмосферой, особенно если занятие ведется в виде простого изложения материала. Если в этот момент все ваши усилия будут сосредоточены на поддержании дисциплины, то результат занятия будет сомнителен. Ведь сложность восприятия темы сопровождается высокой эмоциональной нагрузкой и если подросток не найдет, куда выплеснуть напряжение и 45 минут будет занят только тем, чтобы вести себя хорошо, в его голове вряд ли отложится необходимый минимум знаний. И Ваш труд, и время пропадут даром. Мы не призываем к попустительству беспорядка, мы обращаем Ваше внимание на то, что излишнее внимание дисциплине на подобных занятиях идет во вред, а не на пользу.

Выход из этого есть – форма подачи должна быть интерактивной. Игры, задачи, вопросы, упражнения-разминки на снятие напряжения, развитие коммуникации, командообразование – все это поможет создать условия для успешного усвоения материала, придать ему интересную форму.

 

ПРИНЦИПЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВИЧ/СПИДА

 

1.  Нейтральность в подаче информации

2.  Всестороннее рассмотрение проблемы, исключение манипулирования через информацию и форму подачи материала

3.  Адекватность информации целевой группе

4.  Ориентация материала на имеющийся опыт, знания, ценностно-мотивационную сферу подростков, создание жизненной перспективы

5.  Личное отношение к проблеме и недискриминация ВИЧ-инфицированных

6.  Актуализация личных ресурсов подростка и развитие навыков и стратегий безопасного, здоровьесберегающего поведения

7.  Формирование и воспитание личной ответственности за свою жизнь и здоровье, привитие представлений об уникальности и ценности жизни здоровья

И сразу вопрос – о каком личном отношении к проблеме идет речь в п.5, если материал должен излагаться нейтрально? А речь идет как раз о том, что личное отношение к проблеме у учителя должно быть определено достаточно четко и даже должно быть высказано, но после того, как будет изучен весь материал, и у подростков появится свое мнение. Авторитет учителя, его мнение, опыт очень важны. Но страхи бывают сильнее нас, а потому и отношении в проблеме ВИЧ, и тем более отношение к ВИЧ-инфицированным у каждого из нас не однозначное. При проведении работы важно удерживать во внимании учащихся позицию «не исключения» людей, живущих с ВИЧ из общества. Для этого надо четко представлять понятия дискриминации и толерантности. С чего начинается дискриминация, на основе чего формируются дискриминационные представления и как их можно преодолеть, что такое терпимость и толерантность? Почему эти явления способствуют борьбе с разрастанием эпидемии? Эти вопросы должны быть обязательно обсуждены после изучения материалов о ВИЧ-инфекции.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ЗОНЕ ПОВЫШЕННОГО ВНИМАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

1.  Знания по проблеме ВИЧ/СПИДа

2.  Установки по отношению к рискованному поведению

3.  Поведение

4.  Отношение с социальным окружением

5.  Уровни адаптированности

6.  Личностные и средовые ресурсы

Эти характеристики необходимо не только изучить при проведении работы с подростками, но и при необходимости проводить корригирующее воздействие на них. Если со знаниями по теме все понятно, то выявление и использование личностных и средовых ресурсов подростка, коррекция рискованного поведения потребуют как специально разработанных упражнений, так и навыков работы в группе. Это не просто информирование, это обучение, на котором будет основываться безопасность каждого подростка.

Вот краткий перечень того, что должно остаться после профилактических занятий

- Понимание природы заболевания и знание путей передачи и способов защиты.
- Умение адекватно оценить риск заражения и сделать выбор в пользу поведения, содействующего предупреждению заражения ВИЧ/ЗППП.
- Знания о том, куда при необходимости можно обращаться за соответствующей медицинской помощью.
- Бережное отношение к своему здоровью.
- Критическое восприятие необъективной информации и мифов, относящихся к СПИДу.
- Толерантное отношение к людям, инфицированным ВИЧ.

 

ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ВОСПРИЯТИЕ МАТЕРИАЛА

 

1.  Личная позиция и роль учителя в общении с подростком, авторитет учителя

2.  Невозможность говорить на интимные темы открыто

3.  Несоответствие представлений учителя о знаниях подростков на тему сексуальных отношений и реальными знаниями подростков

4.  Неполное предоставление информации, акцентуация внимания на вопросах, важных с позиции учителя, урезание наиболее интересной подростку информации

5.  Желание подростков показать, что они знают гораздо больше на эту тему, чем взрослые

6.  Неготовность обсуждать вопросы сексуального здоровья, как со стороны подростка, так и со стороны взрослого

7.  Стеснение мальчиков и девочек друг перед другом

ОШИБКИ ПРИ ПОДАЧЕ МАТЕРИАЛА

1.  Неверная интерпретация излагаемого материала:

Пример:

Факт. Средняя продолжительность заболевания от момента заражения ВИЧ до развития заключительной стадии (СПИДа) составляет от 5-8 до 10-12, в отдельных случаях до 15 лет.

Варианты изложения:

а. От момента заражения ВИЧ до стадии СПИДа и смерти человек может прожить от 5 до 12-15 лет. Т.е. в среднем через 10 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей, типа вируса и сопутствующих факторов (прием наркотиков) он умрет.
б. Без лечения продолжительность болезни (от заражения до стадии СПИДа) может составлять от 5 до 12-15 лет, но при адекватном лечении течение ВИЧ-инфекции значительно замедляется, и говорить о конкретной цифре продолжительности жизни человека с ВИЧ-инфекцией нельзя. Стадия СПИДа в этом случае может никогда не наступить. Т.е. человек проживет с данным заболеванием всю жизнь.

2.  Высокий уровень субъективизма при изложении фактического материала, касающегося факторов и путей передачи

Факт: изначально высокая распространенность заболевания наблюдалась в так называемых группах риска – среди потребителей инъекционных наркотиков, мужчин, имеющих секс с мужчинами, работниц коммерческого секса. Сегодня заболевание вышло за пределы группы риска каждый из нас может быть подвержен этому заболеванию.

Субъективная оценка: прежде всего СПИДом болеют те, кто ведет распущенный, недостойный образ жизни. Проститутки, гомосексуалисты, наркоманы продолжают заражаться, остаются источником заболевания и распространять ВИЧ в обществе.

3.  Неполная, неточная информация, недостаточное понимание материала ведущим, затрудняющее ответы на сложные вопросы.

4.  Оставление без внимания вопросов, неудобных для ответа, вопросов, содержащих нецензурные выражения или неприличные, по мнению ведущего, ситуации.

5.  Высокое желание прокомментировать любые факты исходя из собственных представлений ведущего, которые значительно ограничивают возможность обсуждения проблем в группе. Мнение ведущего преподносится как единственно верное.

6.  Завышенное внимание к дисциплине в группе приводит к высокому напряжению участников и ведущего, уводит от важности темы.

7.  Стеснение при обсуждении интимных вопросов часто провоцирует подростков на активное задавание вопросов ведущему именно на эту тему.

КАВЕРЗНЫЕ ВОПРОСЫ

Почему нельзя надевать два презерватива одновременно?

Потому, что при использовании сразу двух презервативов создается трение и латекс рвется. Презерватив надо использовать строго в соответствии с инструкцией изготовителя.

Почему нельзя заразиться от укуса комара?

Потому что, во-первых, насекомые не являются переносчиками ВИЧ-инфекции, во-вторых, комар всасывает кровь и никак не отрыгнет её в кровяное русло другого человека. В-третьих, существует понятие «доза заражения». Это среднее число микроорганизмов (в нашем случае вирусов), которое при попадании (введении) в организм человека или животного способно вызвать заболевание. Для заражения ВИЧ-инфекцией необходимо около …мл. крови, а такого количества в комаре просто нет.

Можно ли заразиться ВИЧ, если оказывать первую помощь при укусе змеи (отсасывать кровь из раны).

Любой контакт с кровью потенциально опасен для заражения. Но для этого необходимо сочетание ряда факторов: наличие повреждений слизистой рта, достаточное для заражения количество крови.

Что делать, если на улице укололся иглой от шприца и чем можно заболеть после этого?

Риск заражения ВИЧ-инфекцией при однократном уколе шприцем составляет 0,3-0,5%. Гораздо выше риск заражения гепатитом В – около 30% и гепатитом С – около 10%. В любом случае, необходимо выдавить кровь из ранки, обработать её и в ближайшие сутки обратиться к врачу для выявления факторов риска и определения плана дальнейших профилактических действий.

В интернете пишут, что вирус в 100 раз мельче, чем пора латекса и свободно может проникать сквозь неё, каким образом презерватив может уберечь от ВИЧ?

Да, действительно, латекс имеет пористую структуру. Размер поры латекса больше, чем размер вируса иммунодефицита составляет. Это факты. Но если вы помните что-то про вирусы из курса биологии, то легко поймете, что вирус сам передвигаться во внешней среде не может. В организм он может попасть с какой-либо жидкостью. ВИЧ передается через жидкости организма, содержащие вирус в концентрации, достаточной для заражения: кровь, сперма, вагинальные выделения. Соответственно, если через презерватив не проникают биологические жидкости, то и вирус не проникает тоже. Кроме того, презервативы сделаны не из одного слоя латекса, и каждый последующий слой смещен относительно предыдущего, что создает лабиринт, практически непроницаемый для возбудителя.

Правильное использование качественного презерватива при каждом половом акте является надежной защитой от передачи ВИЧ.

От каких инфекций не защищает презерватив?

Презерватив не защищает от инфекций, локализация которых может находиться вне зоны защиты презерватива. Среди них такие, как:

·         Сифилис

·         Генитальный герпес

·         Папилломавирусная инфекция

·         Контагиозный моллюск

·         Лобковый педикулез

·         Чесотка

Может ли женщина заразить женщину ВИЧ?

Да. Может. Риск заражения существует при оральном половом контакте, так же вирус может передаться от матери ребенку в родах или с грудным молоком.

Почему до сих пор нет лекарства от СПИДа?

Существуют препараты – антиретровирусная терапия – позволяющие замедлить течение болезни. Но в виду высокой степени изменчивости вируса (мутагенность) найти лекарство от него пока не удается. Ученые всего мира работают над проблемой лечения ВИЧ-инфекции и вакциной, позволяющей избежать заражения. Результаты проводимых исследований позволяют надеяться, что в скором времени оба средства будут созданы.

О ЧЕМ НУЖНО ПОМНИТЬ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ

Существуют факторы риска заражения, связанные с поведенческими и средовыми факторами. На них стоит обращать отдельное внимание при проведении профилактических программ и занятий. Ниже мы приводим обобщенный, далеко не исчерпывающий, список факторов риска, составленный по книге «Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде» под редакцией Л.М. Шипициной и опыту нашей профилактической работы.

ФАКТОРЫ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Факторы рискованного полового поведения

Личностные

1.  Не умение контролировать свои сексуальные инстинкты

2.  Ускорение психосексуального развития, формирование сексуальной ориентации

3.  Сексуальные отношения как реализация потребности в близости и любви, незнание других форм удовлетворения потребности в близости

4.  Отсутствие навыков безопасного сексуального поведения, не желание обсуждать вопросы сексуальных отношений со взрослыми (большие, сами все знаем, а взрослые только запретить могут)

Социальные

1.  Желание получить первый сексуальный опыт до того, как взрослые расскажут про безопасный секс

2.  Получение сексуального опыта на фоне употребления алкоголя или наркотических средств, стихийный опыт сексуальных отношений (не запланированный)

3.  Сексуальные отношения под давлением, вынужденный их характер (нередко из необходимости соответствовать другим участникам группы, быть как все).

4.  Убежденность в необходимости сексуальных отношений при начале отношений с девушкой/юношей

Заражение ВИЧ-инфекцией является следствием неправильного сексуального поведения и неадекватного полового воспитания. Возрастные особенности, а так же своеобразие личности женщины и мужчины (девочки и мальчика, девушки и юноши) накладывают особенности на рассмотрение темы ВИЧ/СПИДа в образовательном учреждении.

Факторы рискa наркотизации

Личностные

1.  Поведенческие нарушения, несформированные коммуникативные навыки

2.  Несовершенство контроля и управления эмоционально-волевой, мотивационной сферой

3.  Проблемы идентификации и неполноценности, самооценки, самоопределения личности

Социальные

1.  Наличие в ближайшем окружении подростка людей, употребляющих алкоголь, ПАВ, не осуждение (и одобрение) подобного поведения окружающими

2.  Отчуждение, конфликты со сверстниками, социальная изоляция подростка

3.  Не организованная сфера досуга

4.  Нарушение семейных взаимоотношений

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1.  Вводная часть. Необходима для подготовки группы к работе. На нее отводится до 10 минут от времени урока (45 минут). Цели – актуализировать проблему (зачем мы это обсуждаем), выявить уровень знаний по проблеме и потребности группы в информации, подготовить группу к совместной работе и создать атмосферу доверия. Проводятся анкеты для выявления первоначального уровня знаний*.

Методы: разминочные игры, мозговой штурм, соревнования между командами на тему «Что я знаю о…», тестирование.

2.  Основная часть. Время – до 25 минут. В этой части дается основной информационный материал по теме.

Методы: ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы, ситуационные задачи, обсуждение спорных утверждений и жизненных ситуаций, моделей жизненных сценариев.

3.  Заключительная часть. Время до 10 минут. В этой части подводятся итоги по изученному материалу, делаются выводы, даются ответы на вопросы, проводятся заключительные упражнения, снимающие напряжение, выводящие группу из ситуации, если были ролевые игры, ситуационные задачи и т.п. В этом же разделе проводится заключительное тестирование по теме на изменение отношения к проблеме, уровень знаний, предлагается оценить занятие в свободной и формализованной форме (анкета оценки занятия)

Методы: тестирование, разминочные игры, беседа, мозговой штурм.

* если занятие одно, то начальное и итоговое тестирование (до и после изучения темы), например, по анкете ВОЗ из 5 вопросов, позволит Вам оценить эффективность занятия и степень усвоения изложенного материала.

Опыт работы с подростками убедил нас в том, что основной упор необходимо делать не столько на накопление ими знаний и информации, сколько на развитие навыков позитивного и ответственного поведения. Эффективность работы повышается, если работа строится не по отдельным разовым занятиям, а на основе комплексных планов-графиков учебного заведения, в которых учитывается комплексность проведения профилактической работы (работа с учащимися, педагогами, родителями, анкетирование до и после занятий, привлечение к этой работе других специалистов, использование видеофильмов, ролевых игр, семинаров-тренингов).

Работу по пропаганде знаний о ВИЧ-инфекции трудно представить в современных условиях без проведения публичных массовых мероприятий как основного средства привлечения внимания общества к этой проблеме. Вариантов организации и проведения такой работы много. Это участие в молодежных форумах и акциях, проведение тематических дискотек, участие в региональных выставках-ярмарках, организация и проведение различных творческих конкурсов по проблеме СПИДа и наркотиков. Мы бы хотели, чтобы профилактика в учебном заведении по теме ВИЧ/СПИД, ИППП не ограничивалась разовыми занятиями, схожими по форме, решающими лишь одну конкретную задачу. Активность молодежи и творческий подход – наиболее верный вектор развития профилактической работы.

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1.  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

2.  Методические рекомендации «Организация профилактики ВИЧ-инфекции среди различных групп населения» (документ).

3.  Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального агентства по образованию от 4, 6 октября 2005 г. NN 0100/8129-05-32, АС-1270/06 «О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательный среде». Приложение «Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде».

4.  Приказ Минобразования РФ от 28.02.2000 N 619 «О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»

5.  Федеральный закон от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

Дополнительно рекомендуем ознакомиться со справкой-анализом нормативной базы Права, обязаности и ответственность участников образовательного процесса

Кроме того, напоминаем, что любая профилактическая работа может иметь не только положительный, но и обратный, отрицательный эффект. Сюда мы относим повышение интереса к рискованным формам поведения, снижение чувства опасности и усиление тяги к острым ощущениям, негативные реакции на материал в связи с определенными семейными традициями (реакции как детей, так и родителей), неприятие родителями формы или содержания профилактической работы. Ввиду этого напоминаем и рекомендуем следовать самому важному правилу проведения профилактической работы: на все, что Вы проводите с группой должно иметься информированное согласие родителей. И желательно получить информированное согласие в письменной форме. Как правило, информирование проводится на родительском собрании, либо вопросы обсуждаются с родительским комитетом, после чего каждый учащийся должен принести от родителей информированное согласие в письменном виде в свободной форме. Если такого согласия не получено, то ребенок не допускается на занятие по этой теме во избежание конфликтных ситуаций с родителями.

 

Я ХОЧУ ПРОВЕСТИ ТРЕНИНГ

ВВЕДЕНИЕ

Этот раздел предназначен для учителей общеобразовательных школ, планирующих тренинговую работу по профилактике ВИЧ-инфекции, инфекций, передающихся половым путем, наркомании, обучению основам репродуктивного здоровья. Помимо учителей материалы раздела могут использоваться студентами в целях обучения и практики проведения тренингов, волонтерами и общественными организациями, желающими работать в сфере профилактики и формирования основ здорового образа жизни. Данный раздел отражает теоретические основы профилактического тренинга, расставляет акценты в способах изложения материала, содержит методические материалы для проведения занятий.

 

ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

ТРЕНИНГ - особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт. На стадии урока любой навык или качество моделируются на конкретных шагах и немедленно анализируются и проверяются в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности. Так, на тренинге можно научиться гибкости, общению, принятию позиции другого, что очень полезно в жизни и творческой работе.

Тренинг (от англ. train — тренироваться) - совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Как один из инструментов психолога он может применяться в индивидуальной и групповой работе. (Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг, СПб, «Питер», 2006 г., с. 15.)

Тренинг - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Главное отличие ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА в том, что его может провести инструктор, не имеющий специального психологического (психотерапевтического) образования. Профилактический тренинг развивает коммуникативные навыки, в процессе его проведения затрагиваются проблемы ответственного поведения. Но главной функцией профилактического тренинга все же является информирование.

ЦЕЛИ профилактической работы – сохранение здоровья и улучшение качества жизни людей; изменение поведения на менее рискованное.

ЗАДАЧИ профилактической работы:

·         повышение уровня информированности о проблеме;

·         изменение отношения людей к проблеме;

·         выработка и развитие навыков сохранения здоровья;

·         формирование мотивации к сохранению здоровья;

МЕТОДЫ РАБОТЫ

Лекция (5% усвоения) – наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя, что приводит к зеванию, засыпанию, бумажкокидательству, соседотолканию.

Чтение (10%) – хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Может происходить в одиночку или в компании, дома или в вагонах, на диване или на стуле, в ванной или в соседней с ней комнате, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Можно прочитать о том, как пользоваться презервативом, но никогда его не использовать.

Аудио-визуальные средства (20%) – люди любят смотреть кино, слушать радио. Поэтому просмотр или прослушивание талантливого произведения – замечательный способ для эмоционального переживания информации. Так что, если у вас есть высокохудожественный сериал с закрученной интригой о бледной спирохете, покажите его.

Использование наглядных пособий (30%) – используя наглядные пособия, ведущий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядными пособиями для семинаров могут быть: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты, плакаты.

Обсуждение в группах (50%) – позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии и «мозговые штурмы» ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других.

Обучение практикой действия (70%) – это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию, полученную на тренинге. Например, проигрывание ситуации «во время вечеринки с дачи вернулись родители» позволяет усвоить навык уборки территории в течении 30 секунд.

Выступление в роли обучающего (90%) – хочешь выучить и понять сам – объясни другому. Вот почему профессора все знают.

СТИЛИ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

позитивный стиль – подача информации в положительно окрашенных эмоциональных тонах, жизнеутверждающих (например, моя фантазия и т.п.);

устрашающий – основная задача данного стиля – вызвать страх;

отрицательный – данный стиль предполагает отрицание наличия проблемы (например, проститутки распространяют ВИЧ, соответственно – это их проблемы, а нас это не касается);

рациональный – либо логический, вся информация основана на конкретных фактах, данных, хорош, если информация из надежного, достоверного источника;

морализаторский – информация подается с позиции неких вечных ценностей, хорош, к примеру, при подаче информации об отсрочивании начала сексуальной жизни;

эмоциональный – основан на вызывании каких-то сильных эмоций, человек переживал, соответственно запомнил свои чувства, свое отношение к данной проблеме;

юмористический – то, над чем мы долго и весело смеялись запоминается навсегда.

БАРЬЕРЫ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ИНФОРМАЦИИ

понятийный – искажение информации происходит за счет того, что участники общения вкладывают в одни и те же понятия (термины, эпитеты и т.д.) разный смысл.

барьер способа передачи – искажение и потеря части информации происходит за счет использования лишь одного канала восприятия, неравномерности функционирования каналов, «технических сложностей» при попытках воспринять зрительную информацию на слух, кинестетическую – зрительно, и т.д.

барьер неготовности к восприятию информации – какие здесь могут быть причины: недостаточная концентрация внимания, неприятие смысла услышанного, негативное отношение к говорящему, усталость слушающего, ограниченность во времени, недостаточные навыки слушания.

ассоциативный барьер – «слушающий» уходит в собственные переживания, ассоциированные с темой услышанного, что приводит к фрагментарному и интерпретативному восприятию услышанного.

СТРУКТУРА ТРЕНИНГА – все профилактические семинары могут быть разные по продолжительности (от 1,5-часового тренинга–семинара до 3-дневного). Но все они состоят из одних и тех же этапов. Но объемное соотношение этих этапов в каждом отдельном семинаре может быть различным. Это зависит от:

·         целей семинара (если это только информационный семинар, этап формирования практических навыков может быть сильно сокращен);

·         целевой группы (чем моложе целевая группа, тем больше игр-разминок, игр на сплочение группы и тем меньше информационный блок);

·         продолжительности семинара;

·         уровня подготовленности группы (если группа хорошо информирована, большее количество времени можно посвятить навыкам и обсуждению социальных явлений).

ЭТАПЫ

·         введение (5% рабочего времени);

·         знакомство (5% рабочего времени);

·         ожидания участников – на этом этапе участники высказывают свои ожидания от семинара (3% рабочего времени);

·         принятие правил работы группы (5% рабочего времени);

·         оценка уровня информированности – чтобы не повторять хорошо известную участникам информацию, я должен выяснить, что они знают о проблеме. (5-10% рабочего времени);

·         актуализация проблемы – этот этап проходит красной нитью через весь семинар. Его можно использовать для того, чтобы пробудить у участников интерес к проблеме, сформировать у них мотивацию к изменению поведения, а также для того, чтобы они осознали проблему как значимую. Задача этого этапа – сделать проблему актуальной для каждого участника;

·         информационный блок (20 – 40% времени);

·         приобретение практических навыков (коммуникативных, принятия решений, изменения стратегии поведения) - (20 – 60%);

·         завершение работы, получение обратной связи (5% времени).

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ. Тренинг считается эффективным, если достиг своей цели. В связи с этим можно выделить следующие критерии оценки эффективности – повышение уровня информированности, формирование установок на изменение поведения, оценка тренинга как процесса. Для этого можно использовать – обсуждение, анкетирование.

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 11-14 ЛЕТ.

11-12 лет – начало пубертатного периода. Возрастает концентрация половых гормонов, появляются вторичные половые признаки. Это время первой любви, которая имеет большое значение для становления здоровой сексуальности. Начало полового созревания у девочек характеризуется их повышенной нервозностью, слезливостью, дисморфофобией (постоянным обостренным недовольством своей внешностью).

В 11-12 лет подростки предпочитают проводить время в обществе сверстников своего пола, именно там у них формируются стереотипы возрастного полоролевого поведения. Поэтому основную часть занятий лучше проводить в однополых группах, обращая особое внимание на поведение лидеров, которые становятся эталоном для остальных.

Необходимо всеми средствами развивать у детей навыки сексуального самосохранения.

В возрасте 13-14 лет мальчики и девочки вступают в период половой зрелости. Часть девочек вступает в репродуктивный период. У мальчиков это время отмечено как начало периода юношеской гиперсексуальности, продолжающейся до 18-19 лет.

1.  Развитие навыков личной гигиены и здорового образа жизни.

2.  беседы о гигиене половых органов с однополыми группами;

3.  беседа с девочками о сущности менструального цикла, правилах личной гигиены и использования индивидуальных гигиенических средств;

4.  беседа с мальчиками о сущности поллюций (подготовка к первым поллюциям);

5.  беседы профилактике инфекционных заболеваний (в том числе заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД);

6.  беседы о влиянии вредных привычек на растущий организм;

7.  беседы о сущности беременности и основных способах контрацепции;

8.  беседы о сущности аборта и его последствиях;

9.  беседы о влиянии алкоголя, никотина, наркотиков на потомство;

10. здоровый образ жизни – основа здоровья будущих детей.

11. Формирование анатомо-физиологических представлений о человеке.

12. беседы с девочками о воспалительных заболеваниях женской половой системы, их причинах и последствиях;

13. формирование представлений о сексуальной зрелости.

14. Формирование культурно-нравственных представлений о человеке.

15. совместный просмотр и обсуждение кинофильмов о любви;

16. совместный просмотр и обсуждение фильмов о проблемах наркомании, ВИЧ/СПИД и т.п.;

17. беседы об этике поведения в общественных местах;

18. ответственность мужчины за женщину, вступающую с ним в интимные отношения;

19. беседы с девочками о красоте, моде, вкусе и женской индивидуальности (одежда, косметика, украшения и т.д.);

20. беседы с мальчиками о мужественности (соотношение мужественности и агрессивности).

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ 15-16 ЛЕТ

Возраст 15 лет совпадает с переходом сексуального созревания в стадию пробуждения сексуальности. Многие девушки осознанно, вернее эмоционально-чувственно, принимают решение о начале интимной жизни. У юношей продолжается стадия юношеской гиперсексуальности, высокого уровня потребности в интимных отношениях.

К 16 годам мы имеем дело уже с половозрелыми молодыми людьми, вполне готовыми к репродукции.

1.  Развитие навыков личной гигиены и здорового образа жизни.

2.  беседы о влиянии алкоголя, никотина, наркотических и токсических веществ;

3.  беседы о ВИЧ/СПИД, ЗППП, путях заражения и мерах профилактики;

4.  беседа с юношами о причинах и последствиях воспалительного заболевания половых органов. Меры профилактики этих заболеваний;

5.  беседа с девушками о заболеваниях женских половых органов. Нарушения менструального цикла;

6.  беседы об наркомании и токсикомании. Сущность заболеваний, их течение и меры излечение;

7.  Формирование культурно-нравственных представлений о человеке.

8.  совместный просмотр и обсуждение фильмов о проблемах наркомании, ВИЧ/СПИД, ИППП;

9.  беседы на тему взаимоотношений с родителями;

10. беседы о дружбе и любви;

11. представления о личностном кризисе и его переживаниях;

© 2018 ГОБУЗ «Центр Хелпер», Великий Новгород

Стекловолокно холстопрошивное ПСХ-Т 450